Нагрузочный тест на велосипеде

При диагностике нарушений ритма обязательное прохождение теста показано пациентам при идентификации параметров настройки частотно-адаптивных кардиостимуляторов, а также пациентам с врожденной полной атриовентрикулярной блокадой. Оценка состояния вторых необходима при планировании участия в спортивных соревнованиях или в случае увеличения двигательной активности. Тестирование пациентов других групп необязательно, хотя и информативно.

Ишемическая болезнь сердца (ИБС) – самая распространенная и опасная в данной группе. Ее своевременная диагностика на ранних стадиях представляет серьезную клиническую проблему. В том числе для решения этой задачи проводят обследование сердца на велосипеде. На сегодня это самый распространенный и доступный способ объективной диагностики ИБС, в том числе, и безболевых ее форм.

Показания к проведению исследования зависят от класса ИБС и могут носить как обязательный, так и рекомендательный характер. При диагностике ишемической болезни сердца проведение теста обязательно для взрослых людей со средней предтестовой вероятностью наличия заболевания, рассчитанной с учетом пола, возраста и клинических симптомов и относящихся к Классу I ИБС.

При клапанных пороках проверка сердца под нагрузкой на велосипеде обязательна у пациентов с хронической аортальной регургитацией и сомнительными симптомами в анамнезе. Такое исследование позволяет оценить их функциональные возможности.

Также велоэргометр применим и после перенесенного инфаркта миокарда. В данном случае он не носит обязательный характер, хотя метод информативен, особенно перед выпиской пациента из стационара. Он позволяет определить допустимый уровень физических нагрузок, а также оценить эффективность медикаментозного лечения и прогноза. Его результаты используют для составления программы реабилитации.

Что такое велоэргометр и какие есть альтернативы

Велоэргометрия (так называется обследование сердца на велосипеде) представляет собой метод, при котором пациент крутит педали с дозированной нагрузкой, нарастающей в процессе проведения теста. Она, как правило, тарирована в единицах мощности. Обследуемый пациент крутит педали с заданной скоростью в 60 оборотов в минуту, а диагност постепенно увеличивает сопротивление при педалировании.

В качестве альтернативы сердечному велосипеду могут использовать и тредмил. Это беговая дорожка, на которой пациент также получает дозированную нарастающую нагрузку.

Каждый из методов имеет свои плюсы и минуся, хотя отдельные эксперты выделяют большее удобство именно велоэргометра. Отмечается, что он больше подходит для исследований в динамике, имеет более низкий уровень шума и артефактов, а также оказывает меньшую нагрузку на мышцы ног.

Зачем проводится тест на велосипеде

Чаще всего метод велоэргометрии применяют при диагностике ИБС, нарушениях ритма, а также в качестве нагрузочного тестирования после инфаркта миокарда и при клапанных пороках сердца. В случаях с ИБС проверка работы сердца под нагрузкой на велосипеде позволяет провести стратификацию риска и провести оценку прогноза.

Кроме людей, страдающих заболеваниями сердечно-сосудистой системы, прохождение диагностики сердца на велосипеде показано и здоровым людям. Здесь чаще всего выделяют две основные группы:

  • профессиональные спортсмены и тренирующиеся любители – при подборе и корректировке режима тренировок;
  • юноши призывного возраста – при прохождении военно-медицинской комиссии (диагностика является обязательной).

Противопоказания к проведению обследования сердца на велосипеде

Перед прохождением тестирования лечащий врач определяет наличие или отсутствие противопоказаний и выдает направление. Противопоказания определяют как абсолютные, так и относительные. К запрещающим прохождение исследования сердца на велосипеде относят:

  • тяжелую сердечную недостаточность и аритмии, которые не поддаются медикаментозной коррекции;
  • подозрение на расслаивающую аневризму аорты;
  • острый инфаркт миокарда;
  • тяжелые инфекции, лихорадочное состояние, почечная недостаточность (могут обостриться при проведении тестирования или повлиять на его прохождение);
  • нестабильную стенокардию;
  • клинически значимый аортальный стеноз;
  • наличие или подозрение на эндокардит, перикардит, миокардит;
  • инфаркт легкого;
  • психические заболевания, которые не позволяют провести исследование по объективным причинам.

Подготовка к диагностике сердца на велосипеде

Перед прохождением процедуры пациент должен подготовиться и выдержать соответствующий режим. Так за несколько дней и в сам день прохождения велоэргометрии необходимо обсудить лекарственную терапию со своим лечащим врачом. Любые отмены приема препаратов должны быть ним согласованы.

В день прохождения диагностики следует отказаться от употребления алкоголя и кофеина, не курить. Последний прием пищи должен быть не менее чем за 2 – 3 часа до начала тестирования.

Следует подготовить удобную спортивную одежду и обувь, в которой будет комфортно переносить нагрузки. Другие физические нагрузки в этот день следует исключить. Не лишним будет позаботиться и о том, чтобы кто-то из близких отвез пациента домой, если лечение проходит амбулаторно. Самостоятельно садиться за руль после процедуры не рекомендуется.

Выполнение велосипедного теста

Перед началом проведения теста происходит выбор протокола нагрузки, по которому будет выполняться процедура диагностики. Отличие состоит в типе нарастания нагрузки (ступенчатая или непрерывная) и наличии пауз отдыха. Оптимальным является протокол, при выполнении которого происходит достижение критерия прекращения после 8 – 12 минут нагрузки. За это время становится возможной оценка адекватности гемодинамических параметров, при аэробном характере нагрузки.

При определении допустимой максимальной частоты сердечных сокращений (ЧСС) может использоваться упрощенный способ расчета. Для этого от 220 необходимо отнять возраст пациента и получится ЧСС в минуту. Хотя иностранные практики не рекомендуют применять в качестве критерия прекращения максимальную ЧСС. Достаточной нагрузкой считается, при которой диагностируемый достигает максимального утомления, либо у него появляются симптомы, при которых необходимо прекратить нагрузку.

Критерии прекращения нагрузки

Критерии прекращения, как и критерии противопоказания, разделяются на абсолютные и относительные. Так проверку сердца на велосипеде необходимо прекратить при:

  • появлении или усилении стенокардической боли средней и выраженной интенсивности;
  • появлении бледности кожных покровов;
  • устойчивой желудочковой тахикардии;
  • нарушении координации, появлении головокружений;
  • снижении систолического артериального давления от исходного на 10 мм рт. ст. и более.

Когда рекомендуют контролировать нагрузку на сердце

Проведение диагностики при использовании велоэргометра позволяет выявлять ИБС на ранних стадиях, а также эффективно корректировать медикаментозное лечение. Однако это вовсе не означает, что к данному тесту следует прибегать только при появлении проблем с сердечно-сосудистой системой или по прямому предписанию врача.

В разные временные периоды сердце может подвергаться разным нагрузкам, а также с течением времени реагировать по-другому на уже знакомые нагрузки. Именно поэтому время от времени необходимо проходить обследование, особенно при нахождении в группе риска.

Переносимость нагрузок рекомендуют контролировать:

  • при наличии двух и более факторов риска, к которым относят: сахарный диабет, избыточный вес, курение, малоподвижный образ жизни, повышенный уровень холестерина в крови и повышенное артериальное давление;
  • во время планирования программы более интенсивной подвижности или переходе к большей физической нагрузке;
  • при наличии или периодическом проявлении симптомов, которые могут указывать на наличие заболеваний сердечно-сосудистой системы. К таким симптомам относят затрудненное дыхание, боли в груди, нарушение сердечного ритма, головокружения и обмороки, а также сильное чувство усталости при нагрузках;
  • для понимания общего физического состояния и допустимых нагрузок, как в обычных условиях, так и в условиях физических тренировок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *